Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Для слабовидящих

 

АНКЕТА НОКОcdt 

Сведения об образовательной организации

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 уо 20211
 просвещения РФ баннер20201

Консультация "Что такое сказка и как ей можно пользоваться"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

 

«Что такое сказка и как её можно использовать»

 

Рассказывание историй - древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.

Так пишет об этом известный психолог и психотерапевт Д.Бретт. "Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему - либо или передать ему какую - то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Если мы хотим объяснить что - то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются на языке детской фантазии и воображения.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. "Мальчик - с - пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, - очень сложная штука, что в нем есть много несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается даже когда положение становится безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

И на самом деле, рассказывание историй - для родителей вещь уникальная. Вы сами знаете, что вечернее чтение ребенку - одно из лучших средств примирения. Дело в том, что дети - в каком - то роде инопланетяне на нашей "взрослой" планете, прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по - другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять, стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда.

Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожими с которыми нет во "взрослом" мире. Даже если они и встречаются - все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают "как от стенки горох" - не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно ("да - нет", "плохо - хорошо") приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете.

Иногда взрослый, желая что - то подсказать ребенку "по - жизни" или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен "один на один" со своими проблемами.

Выход здесь такой - самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя "как рыба в воде". В мир, где возможны непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз - фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.

Значит, надо вспоминать, - и именно в этом вам помогут сказочные истории. Огромную роль здесь могут сыграть самые обычные волшебные сказки, которые вы читаете или читали на ночь своему ребенку. Волшебная сказка - веками наработанная ценнейшая информация высочайшей плотности, детским языком поднимающая по - настоящему философские проблемы осмысления мира. Она настолько универсальна, что ее структура одинакова во всем мире - от Сибири до Южной Америки.

Однако каждый ребенок сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими "приземленного" и прагматичного решения, приносящего облегчение "на месте". Именно здесь вам помогут сказочные истории, написанные специально для наших с вами детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории могут помочь найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и бать Вам благодарными за это - ведь именно Вы прочитаете их своим детям.

 

Как использовать сказочные истории?

 

Самый простой и естественный способ - чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали Вы. В этом случае содержание сказки как - бы автоматически одобряется Вами и разрешается для обсуждения. Да и потом, какое несказанное удовольствие можно получить от того, что "тебе читают!".

Читая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться - значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема "бесполезная" настолько, что даже упоминание о ней совершенно ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на эту тему.

В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что - то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что - то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.

Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже Ваши возможности безграничны, - спрашивайте все, что Вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком.

Во - первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что Вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения "правильно", "неправильно", "верно", "неверно", а говорите только "мне кажется", на его месте я бы… и т.д. Ребенок должен четко знать, что ни одно его высказывание не будет подлежать осуждению.

Во - вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по - возможности отдавать "бразды правления" в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что - то сказать, - заканчивайте слушать его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.

Однако не стоит "затягивать" обсуждение. Если ребенок устал - это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Ведь основной принцип свободного диалога - удовлетворение желаний обеих сторон, то есть как ваших, так и ребенка.

Если ребенок не хочет ничего говорить, - не заставляйте его. Через некоторое время "дар слова" придет к нему, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчивом игровом отношении с вашей стороны.

После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Наилучшим вариантом было бы, если бы вы тоже приняли участие в этом, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.

 Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.

После рисования (не обязательно сразу же, может быть, завтра или послезавтра), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Дело в том, что ребенок скорее выберет сюжет наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о реакции ребенка на сказку. Прояснив все свои соображения вы можете, обсудив с ребенком рисунок, задавая ему вопросы о том, что он нарисовал, рассматривая каждую деталь. Вы можете говорить и об истории в целом, однако центром вашей беседы будет тот момент, который изображен на рисунке.

Возможно, вас поразит, что ребенок создал рисунок, не совсем "правильно" иллюстрирующий сказку. Это нормально - так он выделяет наиболее значимые моменты и вносит коррективы в саму сказку, а также выражает свое отношение к сюжету.

Последний этап работы со сказкой сравнится с фигурами "высшего пилотажа". Это настолько же трудно для родителей, насколько эффективно для ребенка. Это - драматизация или "проигрывание" сказки или ее частей. Конечно, трудно всем, однако помните, что здесь отнюдь не необходимы какие - либо актерские таланты. Только уверенность в себе, отсутствие стеснение и желание помочь своему ребенку.

Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком, кто кем будет. Желательно, чтобы выбор здесь сделал ребенок. При большом количестве персонажей вы можете привлечь родственников, взять на себя дополнительные роли или превратить обычные предметы (ручки, стулья и т.д.) в недостающих героев (озвучивать их будете вы и ребенок) затем вы выстраиваете  "сказочное" пространство: "диван будет морем, стул - горой, коврик - домом".

Теперь можно начинать. Строгое согласование с текстом сказки отнюдь не обязательно. Ненужные для сюжета элементы можно опускать, сам текст как угодно сокращать, при этом однако, акцентируя внимание на ключевых моментах. Если в сказке главное - обида, необходимо, чтобы ситуация обиды вышла четкой и яркой и не затерялась в общем сюжете. Идеальный вариант - если всю режиссуру берет ребенок, оставляя вам роль исполнителя. Тогда можете не сомневаться - ничего из того, что необходимо не будет упущено, ваша задача - просто быть самим собой, играя и развлекаясь.

Однако так бывает не часто. Для многих детей ситуация "театра с мамой" может быть настолько непривычной, что от них будет трудно ожидать активности, по крайней мере, в начале. Более того дети привыкают к определенным схемам, правилам, и их нарушение может пугать ребенка. тогда он, возможно, будет сопротивляться вашим попыткам поиграть с ним, говорить, что он не хочет, что он это не любит.

Здесь можно дать один совет - доверяйте своим чувствам. Старайтесь "расшевелить" ребенка, не перегнув при этом палку. Если вы будет ненавязчиво и мягко пытаться играть с ним - рано или поздно он ответит вам, привыкнув и почувствовав безопасность. И, как только появляется малейшая инициатива, - поддерживайте и лелейте ее как ценное растение, требующее осторожности при уходе.

Итак, что же в результате? Вы прикладываете массу усилий, а ребенок никак не становится таким, как вы хотите. Все верно. Ребенок станет таким, каким ему нужно стать (хотя он сейчас этого и не понимает), вследствие его особенностей, характера его неповторимости личности. И в том, что он не собьется на этом тернистом и скользком пути, не упадет в коварную трещину, вы можете быть уверены. Почему? Потому, что именно вы даете ребенку ту поддержку, которая ему необходима и которую кроме вас не может дать никто.