Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Для слабовидящих

 

АНКЕТА НОКОcdt 

Сведения об образовательной организации

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 уо 20211
 просвещения РФ баннер20201

Учим детей общению

«Учим детей общению»

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Свой малыш для каждого родителя уникален. Он не похож на других – и смеется, и играет он совершенно по-особому.

И для маленького ребенка его родители – это совершенно особенные люди, его дом – это целый огромный мир. В этом мире у него сначала есть только вы – близкие люди: мама и папа. Постепенно в его такой большой, но знакомый и понятный мир начинает входить чужое: чужие дяди и тети, с которыми нужно разговаривать, другие дети, с которыми можно играть и дружить. Чтобы понять этот мир и удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом. Не всегда это получается, и многим знакомы такие ситуации, когда на детской площадке мама пытается буквально оторвать от себя упирающегося малыша, подталкивая его к играющим детям. Или ребенок не может ни с кем подружиться, его не принимают в игру, или постоянно ссорится с детьми. А вот он стесняется подойти к взрослому и спросить его о чем-то.

Способность общаться (коммуникативные способности) – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют эту способность как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя три «Я»:

- «Я хочу» - желание вступать в контакт;

- «Я умею» - умение организовать общение;

- «Я знаю» - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности, о которых мы говорили выше. Теперь необходимо поддержать и развить их. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Так давайте поможем ему в этом.

Для того, чтобы помочь малышу в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним психологи относят: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания.

Второй причиной могут стать соматические и наследственные заболевания, психофизиологические нарушения. При выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога, детского психотерапевта и психолога.

Также на особенности общения влияет темперамент ребенка.

 

А теперь несколько рекомендаций взрослым:

  • Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям.
  • Не стоит постоянно беспокоится за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей (в основном придуманных самими родителями).
  • Не старайтесь предупредить любые затруднения, самим сделать все за ребенка, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
  • Создавайте ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт с другими детьми. Например: «Надо узнать, что это за замечательная игрушка с огоньками. Давай спросим мальчика и попросим дать нам ее посмотреть».
  • Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с другими людьми.
  • Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
  • Повышайте у ребенка уверенность в себе, в своих силах. Поиграйте с ним в игру «Закончи предложение»: Я хочу…Я умею…Я смогу…Я добьюсь…»

Малыша можно попросить объяснить тот или иной ответ.

  • Можно сделать с ребенком совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями» (будет замечательно, если в этом будет участвовать еще один ребенок). Для этого поговорите с малышом о том, что каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Обговорите с ребенком различные способы преодоления трудностей. Затем предложите нарисовать эти способы. Совместное рисование придаст малышу уверенность в себе, поможет подружиться с другими детьми.
  • Расскажите ребенку о «Секретах общения»: Называй его по имени, и он будет обращаться к тебе так же; Будь внимателен, и люди будут уважать тебя; Будь вежливый; Умей внимательно слушать другого. Расскажите об этих правилах ребенку. Тогда эффект будет максимальным.

Также вы можете устроить интересные игры для ребенка, без которых невозможно обойтись в общении.

Игра «Лицо»

Нарисовать на листочке лица с разным выражением: лицо, что плачет, хитрое, удивленное, испуганное. Определяем вместе с ребенком, что выражение лица называется «мимикой».

Игра «Маски»

Детям задача: выразить с помощью мимики горе, боль, удивление. А кто-нибудь определяет, удалось ли изобразить «маску». Желательно, чтобы были: мама, отец, ребенок.

Игра «Жесты»

Объясняем, что можно общаться и с помощью жестов. Упоминаем, какие жесты мы знаем (как жестом поздороваться, проститься…). Лучше всего, если устроить игру между несколькими детьми.  Если же такой возможности нет, и вы играете вдвоем с ребенком. В любом случае не акцентируйте внимание, что вы побеждаете ребенка. К сожалению, не все дети умеют рационально реагировать на такое. Этот совет касается всех игр.

Игра «Иностранец»

Вдруг вы попали в другую страну. С помощью мимики и жестов спросите дорогу  в кинотеатр, на почту и так далее.

Игра «Эти разные слова»

Расскажите ребенку, который с помощью слов можно приласкать или обидеть. Таких ситуаций можно придумать множество. Вы можете использовать такие ситуации: как решить недоразумение без потасовки.  Все эти ситуации проиграются с помощью жестов.

Игра «Интонация»

Вместе повторите предложение «Бегемот танцует ламбаду» с разной интонацией (зло, весело, грустно...). Будь уверенна, что ваш ребенок знает, что такое «ламбада»!

Игра «Составляем сказку»

Каждый участник придумывает по 1-2 предложение, а в результате сказка должна иметь сюжет. Так как в эту игру можно играть неоднократно.

Игра «Если бы я был волшебником»

Все присутствующие придумывают рассказ. Несколько примеров: «Как бы я изменил мир»,  «Наилучшая игрушка в мире»,  «Если бы люди умели летать».

Игра «Интервью»

Вдруг вы прилетели из далекой страны, в аэропорту вас встречает корреспондент и ставит вопрос. Можно дать для усиления мысленной ситуации ручку от скакалки или любой другой предмет, напоминающий микрофон.

Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь, желаем успеха.