Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Для слабовидящих

 

АНКЕТА НОКОcdt 

Сведения об образовательной организации

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 уо 20211
 просвещения РФ баннер20201

Нетрадиционные формы обучения

Нетрадиционные формы занятий, как средство развития познавательного интереса воспитанников

объединения «Кубик-рубик» Центра детского творчества ст. Выселки

педагог Тенгелиди И.В.

 

Основная задача современного педагога выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

 

Ещё Л.Н. Толстой в работе «Общие замечания для учителей» писал о принципиальной значимости, занимательности и психологическом «комфорте» процесса познания:

 

«Для того чтобы ученик учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно; нужно:

 

1.чтобы то, чему учат ученика, было понятно и                           занимательно,

 

2.чтобы душевные силы его были в самых выгодных                          условиях…»

 

На занятиях в центре детского творчества должно быть много эмоциональности. Большинство занятий необходимо ориентировать на развитие мышления, логики, формирование различного рода умений и навыков. А как нужен нашим воспитанникам взлёт чувств. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Истина воспитывает лишь тогда, когда есть определённое отношение к ней. Знание перестают воспитывать, как только они освобождаются от накала человеческих страстей и не несут в себе духа борьбы». Сегодня все большее внимание уделяется человеку, как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

 

Пути и способы реализации  этих методов  должны быть  в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

 

Потребность в яркости, необычности, занимательности занятий ощущают и сами воспитанники. Использование наряду с традиционными особых, нетрадиционных форм, не совсем обычных и совсем необычных  занятий создаёт эмоционально-нравственную атмосферу, которая только и может заставить сопереживать находящегося в постоянном напряжении, человека нашего времени.

 

Что представляют собой эти занятия? Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, познавательных вопросов, викторин, поисковых, исследовательских, эвристических и других методов обучения. Они могут быть представлены и как фрагменты и как занятие полностью посвящённое реализации одного из методов.

 

Не совсем обычные занятия это уроки, позволяющие максимально вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес.

 

Немаловажно, что все участники нетрадиционный формы занятия имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

 

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит их четырех этапов:

 

 1.Замысел, 2. Организация, 3.Проведение.,4.Анализ.

 

Если урок удаётся, он может дать воспитанникам эмоциональный заряд надолго, (что является здоровье сберегающим фактором), определить верный душевный настрой, необходимый для развития интереса к занятиям математики, развеять сомнения в пользе математики для дальнейшей жизни.

 

За занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активируется воображение, пробуждается творческий интерес, самостоятельность учащихся.

 

 

 

1.Занятие-аукцион.

 

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идеи. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.

 

 

 

2. «Мозговая атака».

 

Занятие имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды                                        

 

меняются ролями. Предоставление  возможности учащимся на уроке предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

 

 

 

3. «Занятие-спектакль»

 

Эффективной и продуктивной формой является занятие спектакль. Использование художественных произведений о великих математиках дает представление о том времени, заставляет задуматься о причинах, которые привели к тому, или иному открытию, или просто-напросто познакомиться с характером великих людей и их великими открытиями. Такой вид урока активизирует мыслительную, речевую деятельность, включает в работу образную память, а также углубляет знания по предмету. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

 

 

 

4. Метод проектов.

 

Метод проектов приобретает все больше сторонников. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию и как нетрадиционный метод проведения учебных занятий, которые  нацелены на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации  проблемно – ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс; они самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и  жизненный опыт.

 

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит  насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально – значимой проблемы. Примеры некоторых форм  продуктов проектной  деятельности: web – сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, сказка, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей, игра с

 

залом, научный доклад, реклама, соревнование, спектакль, экскурсия и т.д. и т.п.

 

5.  «Что? где? когда?»

 

Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учета с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из 6 этапов:                                           

 

1.вступительное слово учителя;

2.разминка – повторение всех ключевых вопросов темы;

3.устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. Выбираются арбитры;

4.игра «Что? Где? когда?»;

5.подведение итогов;

6.заключительное слово педагога.

 

 

 

6. Занятие-деловые игры.

 

 

 

Такое занятие удобнее всего проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды по 2-3 человека. Каждая команда получает задания и затем рассказывает их решения. Проводится обмен заданиями, причем к каждом задании нужно было не просто решить, но и применить творчество, смекалку, обобщить сведения, полученные при объяснении на предыдущих занятиях. После каждая группа выходила к доске и представляла свои решения и ответы в той форме, которая им была по душе, причем они использовали и домашние заготовки.

 

 

7. Занятие- экскурсия.

 

 

 

Или заочное путешествие (может очное).

 

План проведения:

 

1.сообщение темы;

2.вступительное слово ведущего;

3.объяснение нового материала путем имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, педагог, гость, и др..

4.ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.

5.Подарки и сувениры на память (готовить заранее).

 

 

8. Занятие- КВН.

 

 

 

1.Приветствие команд (домашнее задание);

2.Разминка. Команды задают друг другу вопросы;

3.Домашние задачи;

4.Выполнение по 3-4 задания членами команд у доски;

5.Задания капитанам команд по карточкам;

6.Подведение итогов.

 

                                                                                    

 

9. Занятие «за круглым столом».

 

Выбирается ведущий и 5-6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово педагога. Выбираются основные направления темы и педагог предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всех ребят.

 

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.

 

 

 

10.Занятие- семинар.

 

Занятия такой формы проводятся после завершения темы, разделов.

 

Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, педагог подводит итог занятия и нацеливает на подготовку к «экзамену» по данной теме.

 

 

11. Занятие-экзамен.

 

 

 

         Проводить и их можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами свободные от своих занятий воспитанники. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Ребята разбиваются на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки-задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учёт.Педагог следит за работой всех.

 

  

 

12. Математический бой.

 

Воспитанники делятся на команды и соревнуются сообща в знаниях с педагогом. Результативность таких занятий велика, но подготовка к ним должна проводиться заранее.

 

                

 

         Польза от  нетрадиционных занятий очевидная: нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетенции.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

         Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - метод сознавания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ребятам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе. Ребятам предлагается для самостоятельного решения серия похожих задач. При подборе задач учитываю уровни сложности: от простого (предполагающего решение по алгоритму) к сложному уровню, где предусматривается решение задач в изменённой, нестандартной ситуации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Педагог ДО Тенгелиди И.В.