Нетрадиционные формы обучения
Нетрадиционные формы занятий, как средство развития познавательного интереса воспитанников
объединения «Кубик-рубик» Центра детского творчества ст. Выселки
педагог Тенгелиди И.В.
Основная задача современного педагога выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Ещё Л.Н. Толстой в работе «Общие замечания для учителей» писал о принципиальной значимости, занимательности и психологическом «комфорте» процесса познания:
«Для того чтобы ученик учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно; нужно:
1.чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно,
2.чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях…»
На занятиях в центре детского творчества должно быть много эмоциональности. Большинство занятий необходимо ориентировать на развитие мышления, логики, формирование различного рода умений и навыков. А как нужен нашим воспитанникам взлёт чувств. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Истина воспитывает лишь тогда, когда есть определённое отношение к ней. Знание перестают воспитывать, как только они освобождаются от накала человеческих страстей и не несут в себе духа борьбы». Сегодня все большее внимание уделяется человеку, как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
Пути и способы реализации этих методов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Потребность в яркости, необычности, занимательности занятий ощущают и сами воспитанники. Использование наряду с традиционными особых, нетрадиционных форм, не совсем обычных и совсем необычных занятий создаёт эмоционально-нравственную атмосферу, которая только и может заставить сопереживать находящегося в постоянном напряжении, человека нашего времени.
Что представляют собой эти занятия? Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, познавательных вопросов, викторин, поисковых, исследовательских, эвристических и других методов обучения. Они могут быть представлены и как фрагменты и как занятие полностью посвящённое реализации одного из методов.
Не совсем обычные занятия это уроки, позволяющие максимально вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес.
Немаловажно, что все участники нетрадиционный формы занятия имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит их четырех этапов:
1.Замысел, 2. Организация, 3.Проведение.,4.Анализ.
Если урок удаётся, он может дать воспитанникам эмоциональный заряд надолго, (что является здоровье сберегающим фактором), определить верный душевный настрой, необходимый для развития интереса к занятиям математики, развеять сомнения в пользе математики для дальнейшей жизни.
За занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активируется воображение, пробуждается творческий интерес, самостоятельность учащихся.
1.Занятие-аукцион.
До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идеи. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.
2. «Мозговая атака».
Занятие имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды
меняются ролями. Предоставление возможности учащимся на уроке предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».
3. «Занятие-спектакль»
Эффективной и продуктивной формой является занятие спектакль. Использование художественных произведений о великих математиках дает представление о том времени, заставляет задуматься о причинах, которые привели к тому, или иному открытию, или просто-напросто познакомиться с характером великих людей и их великими открытиями. Такой вид урока активизирует мыслительную, речевую деятельность, включает в работу образную память, а также углубляет знания по предмету. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
4. Метод проектов.
Метод проектов приобретает все больше сторонников. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию и как нетрадиционный метод проведения учебных занятий, которые нацелены на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно – ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс; они самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально – значимой проблемы. Примеры некоторых форм продуктов проектной деятельности: web – сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, сказка, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей, игра с
залом, научный доклад, реклама, соревнование, спектакль, экскурсия и т.д. и т.п.
5. «Что? где? когда?»
Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учета с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из 6 этапов:
1.вступительное слово учителя;
2.разминка – повторение всех ключевых вопросов темы;
3.устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. Выбираются арбитры;
4.игра «Что? Где? когда?»;
5.подведение итогов;
6.заключительное слово педагога.
6. Занятие-деловые игры.
Такое занятие удобнее всего проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды по 2-3 человека. Каждая команда получает задания и затем рассказывает их решения. Проводится обмен заданиями, причем к каждом задании нужно было не просто решить, но и применить творчество, смекалку, обобщить сведения, полученные при объяснении на предыдущих занятиях. После каждая группа выходила к доске и представляла свои решения и ответы в той форме, которая им была по душе, причем они использовали и домашние заготовки.
7. Занятие- экскурсия.
Или заочное путешествие (может очное).
План проведения:
1.сообщение темы;
2.вступительное слово ведущего;
3.объяснение нового материала путем имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, педагог, гость, и др..
4.ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5.Подарки и сувениры на память (готовить заранее).
8. Занятие- КВН.
1.Приветствие команд (домашнее задание);
2.Разминка. Команды задают друг другу вопросы;
3.Домашние задачи;
4.Выполнение по 3-4 задания членами команд у доски;
5.Задания капитанам команд по карточкам;
6.Подведение итогов.
9. Занятие «за круглым столом».
Выбирается ведущий и 5-6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово педагога. Выбираются основные направления темы и педагог предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всех ребят.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.
10.Занятие- семинар.
Занятия такой формы проводятся после завершения темы, разделов.
Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, педагог подводит итог занятия и нацеливает на подготовку к «экзамену» по данной теме.
11. Занятие-экзамен.
Проводить и их можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами свободные от своих занятий воспитанники. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Ребята разбиваются на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки-задания. Первый пример решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учёт.Педагог следит за работой всех.
12. Математический бой.
Воспитанники делятся на команды и соревнуются сообща в знаниях с педагогом. Результативность таких занятий велика, но подготовка к ним должна проводиться заранее.
Польза от нетрадиционных занятий очевидная: нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетенции.
Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - метод сознавания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ребятам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе. Ребятам предлагается для самостоятельного решения серия похожих задач. При подборе задач учитываю уровни сложности: от простого (предполагающего решение по алгоритму) к сложному уровню, где предусматривается решение задач в изменённой, нестандартной ситуации.
Педагог ДО Тенгелиди И.В.