Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Для слабовидящих

 

АНКЕТА НОКОcdt 

Сведения об образовательной организации

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 уо 20211
 просвещения РФ баннер20201

Взаимодействие с агрессивными детьми

Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми»

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

 

Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он напада­ет на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения — одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отраже­ние внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на проис­ходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нуж­ным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привле­чения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессив­ный ребенок, используя любую возможность... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается" до тех пор, пока взрос­лые не взорвутся, а дети не вступят в драку» (1997, с. 105).

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, иг­рая во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома вос­принял эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получа­ется замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружаю­щих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стан­дартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оце­нить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведе­ния у родителей.

Причины агрессивности:

  • Соматические заболевания или заболевания головного мозга;
  • Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки;
  • Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;
  • Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;
  • Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки);
  • Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми

  1. 1.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  2. 2.Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  3. 3.Наказания не должны унижать достоинства ребенка.
  4. 4.Расширять поведенческий репертуар ребенка.