АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.Цель посещения учебного занятия:
– личная просьба педагога;
– тематический контроль;
– низкие результаты работы педагога
– другое.
2.Общие сведения о занятии:
– краткая характеристика детского коллектива: количество детей по списку, сколько присутствует, возраст, год обучения, ожидаемые результаты;
– оборудование: наглядные пособия, технические и другие средства обучения, их целесообразность и необходимость на занятии.
3.Тема учебного занятия:
– место данной темы в учебном курсе;
– какое занятие по порядку;
– степень сложности темы для данной группы.
4.Цель занятия:
– определяет ли педагог цель учебного занятия: образовательный, воспитательный и развивающий аспект;
– информирует ли педагог детей о цели и задачах занятия;
– как он это осуществляет.
5.Тип и структура учебного занятия:
– какой избран тип занятия;
– целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия;
– соответствует ли структура типу занятия;
– какие замечены отклонения, и чем они вызваны;
– место занятия в системе занятий по целому разделу;
– как осуществляется связь с предыдущими занятиями
– последовательность отдельных этапов учебного занятия;
– выделить главный этап и дать его характеристику;
– обеспечение целостности и завершённости занятия;
– как подводятся итоги.
6.Методы и формы обучения:
– какая система методов применялась;
– какие методы и приемы в ней сочетаются;
– соответствуют ли применяемые методы содержанию материала, типу и цели – занятия, возрастным особенностям детей;
– в какой мере они обеспечивали развитие познавательной активности детей;
– соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания;
– виды и место самостоятельной работы детей;
– способы индивидуализации и дифференциации заданий;
– методика оценки знаний и умений учащихся;
– какова эффективность используемых методов.
7. Содержание учебного занятия:
– соответствует ли содержание программе;
– соответствует ли содержание занятия его цели;
– проведена ли дидактическая обработка содержания;
– как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей;
– способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению;
– как связан учебный материал с современностью;
– формированию, каких знаний и умений способствует материал.
8. Работа педагога на занятии:
– умение владеть группой и организовать работу детей;
– определение объёма учебного материала;
– отношение к отдельным учащимся с учётом индивидуальных особенностей;
– стиль и тон в работе;
– педагогический такт;
– наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъём;
– культура речи, мимика, жесты;
– роль педагога в создании микроклимата на занятии;
– пользуется ли педагог авторитетом у детей.
9. Работа детей на занятии:
– насколько дети привлечены к активному труду;
– заинтересованность, активность детей;
– как осуществляется мотивация учения в течение всего занятия;
– применяются ли с этой целью специальные приемы;
– уровень усвоения детьми знаний, умений и навыков, а также умение их применять в практике;
– отношение к педагогу;
– организованность, дисциплинированность детей.
10. Результаты занятия:
– достижение цели занятия;
– выполнение запланированного объёма;
– воспитательное, образовательное, развивающее значение занятия;
– общая оценка результатов и эффективности занятия;
– рекомендации по улучшению качества учебного занятия.
11. Выводы и предложения:
– что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов;
– указания педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.
Данная схема ориентировочная, применять её следует полностью или частично в зависимости от целей посещения учебного занятия.