Платформа обратной связи

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Для слабовидящих

 

АНКЕТА НОКОcdt 

Сведения об образовательной организации

Официальные страницы

 минобрРФ20211
 МинОбрНаукиКраснодарскогоКрая20211
 уо 20211
 просвещения РФ баннер20201

Новые педагогические технологии

Новые педагогические технологии

 в образовательном процессе

 

Технология, прежде всего, относится к процессу, методам, формам, средствам. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, как воспитывать, как развивать, каким путем вести учеников, как создать наиболее благоприятные условия для их познавательной деятельности, как получить продукт заданного количества и качества? Фактически все эти вопросы можно свести к одному, важнейшему — как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями?

В технологиях особым образом соединены ум, дело, ресурсы, т.е. идеи, методы, формы, средства, результаты.  «Педагогическая технология — это комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний».

 Иначе говоря, педагогическая технология — это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие достижение цели; технология — это все, что находится между целью и результатом.

 

В педагогическом процессе (педагогической системе), как известно, взаимодействуют педагог, ученик, предмет обучения. Процесс направлен на усвоение предмета. Цель ученика — овладеть им. Цель педагога — организовать, помочь.

Как может быть организован процесс преподавателем? Здесь возможны три варианта:

- во главе — учебный предмет, и процесс  строится «от предмета»;

во главе — ученик, и процесс  строится «от ученика»;

равноценными признаются и ученик, и предмет — процесс осуществляется и «от ученика, и «от предмета».

В зависимости от того, чему отдается приоритет, различаются

три технологии организации учебно-воспитательного процесса:

1)предметно ориентированное обучение, направленное на усвоение предмета;

2)личностно ориентированное обучение, направленное на удовлетворение потребностей ученика;

3)сотрудничество (партнерство), направленное на усвоение предмета и удовлетворение потребностей ученика.

Для удобства первую технологию назовем продуктивной, вторую — щадящей, а третью – партнерской.

Цели процесса при каждой технологии различны, они за­вершаются созданием разных продуктов. Если процесс направляется «от предмета», то создаваемый продукт не тождествен тому, который получают, если процесс направляется «от личности».

В зависимости от того, какие требования предъявляются к педагогическому продукту, избирается та или иная схема организации процесса. Казалось бы, важнейшими критериями целесообразности выбора организации процесса являются объем знаний, умений, качество обучения. Но это не всегда так. Не всем потребителям педагогических услуг в современных условиях нужны знания: для кого-то более важным будет развитие способностей, склонностей, дарований; кому-то нужны качественные знания, прочные навыки, а кто-то захочет удовлетворить свои потребности в общении, самовыражении.

Предметно ориентированная технология (продуктивная).

 Главное место в ней отводится учебному материалу. Усвоение материала — главная цель обучения. Господствующая схема процес­са педагогической деятельности: «материал - ученик — результат». Ученик, как видим, в этой цепочке стоит после предмета. Не ему уделяется главное внимание, а предмету. Обучение развивается «от предмета». Контроль качества усвоения сводится к контролю усвоения предмета, объективному и жесткому. Кто не способен овладеть предметом, отсеивается. Предметно ориентированная технология безжалостна к ученикам, но гарантирует высокий уровень обученности. Достижение запланированных целей в установление сроки и на заданном уровне — основные критерии обучения.

Личностно ориентированная технология (щадящая).

 В центре этой технологии — ученик. Материал служит как бы дополнением к нему. Цель — развивать личность, а не овладевать предметом. Показатель обучения — не количество и качество усвоенного, а прогресс личности: развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность и независимость суждений и т.п. Учебный процесс строится «от ученика», и если тот не желает учиться, процесс сжимается, деформируется или же прекращается сам собой. Количеству и качеству конкретных знаний, умений особого значения не придается. Основной критерий — удовлетворение запросов личности, создание условий для самореализации.

Партнерская технология (технология сотрудничества)

Предусматривает оптимальное сочетание предметно ориентированного и личностно ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится и об усвоении учебного предмета, и о развитии личности. Его намерения состоят в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум конкретных знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного Я, личностными оценочными суждениями, другими необходимыми человеку качествами. Программа обучения в технологии сотрудничества многоплановая, а ее реализация — дело чрезвычайно трудное, ведь надо соединить сложную науку с тонкой духовной материей, действовать так, чтобы каждый ученик вышел из класса обученным, личностно поднятым, удовлетворенным.

Эта технология — труднейшая с точки зрения практической реализации.

Три группы задач: научить, развить, воспитать, — объединенные генеральной целью обеспечения развития и воспитания, с одной стороны, и создания условий для самореализации личности — с другой, требуют от педагога высочайшего профессионализма. И следует подчеркнуть, что в недалеком прошлом российские педагоги хорошо умели применять эту технологию.

Воспитывать через творчество. Психологи утверждают, формировать какие-либо качества можно только через деятельность. Это очевидно. Однако очевидно и другое: деятельность тоже может быть разной. Одна воспитывает в ребенке способность и стремление к созиданию, другая приучает к подчинению и выполнению заданного, учит ни на шаг не отступать от предписанного. Проведенные исследования показывают, что основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение учащихся в деятельность творческого характера и развитие творческих способностей. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.